В Москве завершился 7-й уникальный фестиваль детских спектаклей малых форм «Сказочный мир». С 11 по 24 октября на 10 площадках фестиваля были не только показаны спектакли участников-лауреатов фестиваля, который ведет свою историю с 2007 года, но и представлены методики работы театров со зрителями и уникальные мастер-классы, а также проведены встречи с режиссерами спектаклей.

Открытие фестиваля прошло 11 октября в пресс-центре информационного агентства ТАСС, где тема возрождения интереса детей к театру как искусству рассматривалась в контексте решения социальных проблем нашего времени – проблем инклюзии, диалога поколений, развития умения чувствовать и сопереживать. Фестиваль, соучредителями которого являются Союз женщин России и камерный музыкальный театр «Эль Арт», поддержали давние партнеры — Департамент регионального развития и приоритетных проектов Министерства культуры РФ, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Российский государственный университет им. Косыгина, Кабинет театров для детей и театров кукол СТД РФ, а также эксперты в области социальной педагогики и общественные деятели — член комиссии по культуре Московской городской Думы Наталья Метлина, член Общественной палаты РФ, ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок, руководитель федерального проекта «Равенство возможностей» Елена Ульянова.

Фестиваль изначально был рожден в сотрудничестве с социальными организациями поддержки детей в трудной жизненной ситуации, отметила художественный руководитель фестиваля Элеонора Шумилова: «Мы хотели помочь встретиться с театром детям и семьям, которым по разным причинам сложно это сделать самостоятельно».

Галина Федосеева, советник председателя Союза женщин России считает главной идеей фестиваля обеспечение доступности театрального искусства для детей, проживающих в небольших городах и сельских поселениях: «Сейчас важно дать опыт театральной педагогики энтузиастам, работающим с детьми, напитать их методиками, дать в руки профессиональные инструменты знакомства с театром».

«Наши дети сейчас живут в мире гаджетов, — обратил внимание на проблему директор фестиваля Роман Коломойцев, — а в жизни им приходится общаться не с роботами и программами, а с живыми людьми, искать возможности взаимопонимания, уметь сопереживать и сочувствовать. Всему этому учит театр. Театр навсегда меняет в лучшую сторону любого человека, соприкоснувшегося с ним».

Эксперт по коммуникациям, психолог Алена Август уверена: «Соприкосновение с театром дает детям, подросткам и взрослым те самые soft skills, которые необходимы в современном мире. Не машины и не технологии решают проблемы – проблемы осознают и решают живые люди в живых коммуникациях. Театр дарит человеку пространство воображения, обмена чувствами и эмоциями, не сравнимое ни с чем».

Истинное рождение личности

Татьяна Климова, эксперт фестиваля, ученый секретарь секции Театральной психологии и педагогики Российского психологического общества, ст. преподаватель Российского Православного университета Св. Иоанна Богослова и Лаборатории Социокультурных образовательных проектов МГПУ, отмечает: «Театр учит обобщать, анализировать, понимать язык символов и метафор, что особенно важно для развития эмоционального интеллекта. Это иное открытие мира и самого себя, развитие умения сопереживать, по большому счету – истинное рождение личности. Ребенок с помощью театра себя перепроверяет, кто он и какой он, на что он способен или не способен, насколько он человек. Именно театр ставит эти вопросы и дает возможность пережить личный опыт в предлагаемых обстоятельствах, возвращает человеческой личности ее масштаб. О том, как выстроить эту работу с детьми системно – мы и будем говорить на фестивале».

В календаре фестиваля каждый день – волшебный

Каждый спектакль и мастер-класс были в фокусе внимания главных экспертов – юных ценителей театра, воспитанников Театра-Студия «ТеаТРолли» при Дворце Творчества Детей и Молодёжи «Восточный» (руководитель Наталия Франкова) и Московского городского творческого коллектива театра-студии «Дверь» при культурном центре «Митино» (руководитель Екатерина Миронова).

РАМТ представил на фестивале спектакль «Черная курица», удививший юных зрителей глубиной идеи ответственности за свои поступки и творческой реализацией. Трогательно откликнулась детская и взрослая аудитория на кукольный интерактивный спектакль «Аленький цветочек» творческого объединения «Таратумб», где деревянные игрушки Севера оживили старую сказку.

Театр полон приключений

О том, как команда РАМТ посвящает детей и родителей в тайны и секреты театра, рассказала социальным педагогам и студентам творческого и социального факультетов РГСУ, журналистам и психологам руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями Ольга Бигильдинская.

Несколько лет развивает социокультурную просветительскую программу «Сказочный мир» художественный руководитель Камерного музыкального театра «Эль Арт», руководитель программы Элеонора Шумилова. Своим опытом она поделилась с участницами мастер-класса, среди которых были социальные педагоги и художественный руководитель Московского Лианозовского театра Надежда Егорова

Мастер-класс режиссера-педагога РАМТа Аллы Лисициной — авторская методика работы со зрителями после просмотра спектакля «Черная курица» (по программе работы «Семейного клуба» РАМТа) — оказался полным погружением в творчество для детей и взрослых участников. Глубокие философские вопросы обсуждались понятным детям языком, каждая идея приветствовалась и обрастала новыми. Участники попробовали себя в мини-этюдах, придумав, как еще мог бы называться спектакль (среди вариантов были «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «На бога надейся, а сам не плошай»). Каждый участник мастер-класса из бросовых материалов — старых газет и скотча — сам «изобрел» нового жителя подземного мира и взаимодействовал с остальными. За каждой игрой, за видимой легкостью — мастерство режиссера-педагога и инструменты погружения детей и взрослых в диалог о театре, в суть замысла спектакля.

Музыка с улыбкой

Открытый урок музыки театрального педагога, режиссера Юлии Рыбаковой прошел 17 октября в Доме детского творчества на Таганке – в игровой форме дети знакомились с инструментами народов Севера и различными музыкальными формами.

Тот самый Мюнхгаузен!

17 октября зрители интерактивного моноспектакля «Мюнхгаузен» Дениса Сысоева — сами стали изобретательными выдумщиками. Маленькие Мюнхгаузены — Алиски, Илюши, Влады, Кости, Миши и Дунечки — вместе с Денисом Сысоевым, влетевшим в зал через окно «Есенин-центра» и сразу захватившим внимание юной публики, — играли и пели, гремели громом и стучали градом, стреляли в уток и косуль, вытаскивали себя за волосы из реки и… многое-многое другое.

«Уходить не хотелось, — делились впечатлениями дети. — Мы были не просто зрителями, а незаметно перестали стесняться и вошли в пространство удивительной истории, а там все по-другому, сказочно и волшебно».

От Салтана до Аверченко

19 октября Камерный музыкальный театр «Эль Арт» вдохновил и детей — удивительной музыкальной сказкой о царе Салтане, и аудиторию постарше — спектаклем «Призраки любви» по рассказам А. Аверченко.

Любовь творит чудеса

Об этом — как любовь сына-цыпленка сделала злого волка добрым — говорили юные зрители спектакля «Мой папа самый-самый» театра «Бенефис». Именно волк стал их героем, и именно любовь сотворила чудо, — а устами детей, как известно, глаголет истина.

Удивительный дуэт Наумкиных

Доцент Академии музыки им. Гнесиных, удивительный актер, мультиинструменталист и … многое-многое другое — Юрий Наумкин в дуэте с сыном Кириллом провели чудесный мастер-класс по знакомству с миром музыкальных инструментов.

Более часа дети и взрослые слушали, пели и подпевали, извлекали звуки из необычных инструментов и получали удовольствие от музыки вокруг и внутри своих сердец.

Как стать счастливым

Юные зрители спектакля «Каникулы Бонифация», представленного в рамках фестиваля Московским областным ТЮЗом, узнали ответ на этот вопрос. Надо просто делать то, что нравится и помогать другим стать счастливыми. Удивительное путешествие доброго льва Бонифация на каникулы к бабушке в далекую Африку помогло ему понять этот секрет.

А малышам — стать чуть счастливее и добрее.

Спектакль «Каникулы Бонифация» дал возможность аудитории фестиваля «Сказочный мир» встретиться с режиссером Юрием Алесиным и обсудить авторскую концепцию современного детского театра. Рецепт вкратце таков: не надо взрослым усложнять — мир чувств понятен детям, надо быть искренними и чистыми, говорить на одном языке с детьми, вот в чем секрет успеха.

Заведующая педчастью МОГТЮЗа Александра Никитина показала это на практике — дети были счастливы после спектакля поиграть с ней и поговорить о том, чему на этот раз научил их театр.

Тупиков нет! Есть предлагаемые обстоятельства

Выпускников театральной студии MINIMA театрального педагога и режиссера Лоры Макмак меньше, чем могло бы быть. Но только потому, что закончив школу, выросшие дети не уходят из театра, а продолжают активно заниматься. И не только, и не столько спектакли и постановки — цель работы студии, сколько стремление дать ребятам уникальные инструменты — фантазию, умение принимать решение по ситуации, умение во всем увидеть некий смысл и найти выход из любого тупика. На мастер-классе Лоры с помощью простых, на первый взгляд, упражнений с бумагой, перчатками, картинами рождались насыщенные смыслом и драмой истории, рождалось живое взаимодействие и эмоции.

От мала до велика

Камерный музыкальный театр «Эль Арт» 20 октября приготовил настоящие подарки зрителям фестиваля «Сказочный мир». Юные зрители смогли насладиться великолепной музыкальной сказкой «Дюймовочка», с замиранием сердца следя за злоключениями прекрасной героини и победой добра над злом, а публика постарше отправилась в путешествие в мир кельтов и Р. Бернса на спектакле «Веселые кельты».

Лесная сказка рядом с тобой

Оглянись! — и ты увидишь, что все может быть иначе, а сказка — рядом с тобой.

20 октября юные зрители фестиваля «Сказочный мир» смогли не только посмотреть «Лесную сказку» в Лианозовском театре, но и попасть в нее на мастер-классе Александра Таттари «Умение быть разным», вместе с мастером постигая тайны переживаний и глубины эмоций, прикоснувшись к азам актерского мастерства и владения своим телом.

ЧиТка — это Творчество

Удивительное погружение в театр, литературу, творчество состоялось благодаря Александре Никитиной и актерам Московского областного ТЮЗа. Проживание текста, «примерка» ролей, непрерывный диалог с залом на читке Акерлие «Ларс ЛОЛ» — никого не оставили равнодушным. В сердце каждого ребенка эта читка оставила след, а в голове — вопросы, искать ответы на которые и интересно, и непросто.

Мы не прощаемся, фестиваль!

24 октября вновь собрались вместе представители театров, участвующих в 7-м Московском фестивале детских спектаклей малых форм «Сказочный мир», взрослые и юные эксперты фестиваля, социальные педагоги и студенты социальных специальностей московских ВУЗов.

Им было о чем поговорить: впервые фестиваль стал не только презентацией прекрасных спектаклей для детей, но и лабораторией лучших методик работы со зрителем, методик театральной педагогики, которые сейчас все более востребованы не только в вовлечении детей в пространство театра, но и в процессе развития и обучения в целом.

Участники круглого стола выразили надежду, что фестиваль стал не только площадкой, объединивших старых друзей — театры-лауреаты, экспертов, театральных педагогов, — но и смог стать точкой соприкосновения разных специалистов и местом рождения новых проектов в сотрудничестве театра и образования, театра и системы социального сопровождения, общественных организаций и объединений родителей, в том числе родителей особенных детей.

«Главный итог фестиваля — это возможность его продолжения, — считает Галина Федосеева, руководитель социокультурной программы «Сказочный Мир» от Союза женщин России. -И мы будем рады увидеть всех на 8-м фестивале».

За 12 лет более 86 театров приняли участие в фестивале «Сказочный мир», проведено более 100 благотворительных показов спектаклей-лауреатов в регионах России, включая малые города, организовано более 60 мастер-классов, включая семинары и консультации (в том числе онлайн-мероприятия для педагогов, воспитателей, библиотекарей, родителей на основе социокультурной методики программы).

Волшебные дни «Сказочного мира»