Заслуженный работник культуры РФ, заведующая Кабинетом театров кукол и театров для детей и юношества Союза театральных деятелей РФ
Сегодня каждый театр, не только детский, имеет в репертуаре много спектаклей для детей. Все играют для детского зрителя, причем для детей самого разного возраста, и мне кажется, это очень серьезная проблема. Когда создавались детские театры – это было уже много лет назад, сразу же после революции, — перед ними стояла очень конкретная задача: увести детей с улицы. Если угодно, перед ними стояли задачи просветительства. В Петербурге этим занимался А. А. Брянцев, в Москве — Наталия Ильинична Сац и Сергей Владимирович Образцов. Театры очень трепетно относились к тому, что играется для детей, и какого возраста дети в зале.
Теперь времена поменялись и с каждым годом граница становится все ниже, ниже и ниже, сегодня мы уже видим на афишах спектакли для детей от 0 (0+)». Могло бы случится подобное раньше? Никогда в жизни. При этом возникла вседозволенность в том, «Что» и «Как» играется. Например, как интерпретируются хорошо известные сказки, которые были написаны когда-то давным-давно. Их можно сейчас переделывать как угодно, забывая о том, что у маленького зрителя есть некая особенность восприятия. Говорят, что дети все понимают, и они строгие зрители, но это далеко не так. Дети очень доверчивы, если их поманишь чем-то, они легко включаются в игру. Сегодня на детей, начиная с раннего возраста, обрушивается несметный поток информации отовсюду: это и телевизор, и развлекательные центры, которые тоже используют театральные формы, иногда, правда, чудовищные, и сами театры. И сейчас, мне кажется, главная задача театра – противостоять так называемой «попсе».